Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертизаОдним из инструментов расследования ДТП, где был поврежден автотранспорт, где пострадали водитель, пешеходы, пассажиры является экспертиза дорожных происшествий, которую в тех или иных условиях зачастую именуют то дорожно-транспортной, то автодорожной, то дорожной.

Однако ни одно из вышеизложенных наименований не является научно-обоснованным и правильным названием, но про это позже.

Дорожно-транспортная экспертиза (дорожная либо автодорожная экспертиза) в настоящее время продолжает оставаться самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз.

Вне зависимости от того, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза получила это уникальное название более семи лет назад, основная масса адвокатов, юристов, следователей, судей по прежнему назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь только класс исследования, не определяя конкретного вида экспертизы.

В следствии столь общего и абстрактного определения данной экспертизы, в общей практике часто складываются ситуации, когда в адрес экспертного учреждения, где имеются тоже вроде бы как «автоэксперты» (такие как — оценщики автомобилей, оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии), поступают материалы дела, где необходимы специальные познания эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожных знаков, дорожно-транспортных происшествий, полотна дороги, дорожной разметки).

И тогда возникает ситуация, когда дело возвращается в судебные или следственные органы без надлежащего исполнения, из-за чего установленные сроки затягиваются по причине элементарной неграмотности вышеперечисленных участников процесса.

Основные задачи и цели дорожно-транспортной экспертизы:

• ситуация на месте дорожно-транспортного происшествия: обочин, состояние покрытия проезжей части, участка дороги за пределами дорожного полотна;

• состояние дороги в месте ДТП, наличия уклонов в поперечном и продольном направлении, закруглений;

• возможные условия видимости и обзорности водителя;

• установление возможности (невозможности) всестороннего восприятия водителем сложившейся ситуации;

• экспертиза технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

• экспертиза значений параметров и коэффициентов, который характеризуют передвижение транспорта и прочих объектов на месте происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления при перемещения транспортных средств и иных участников по полотну автомобильной дороги;

Выявление факторов, непосредственно связанных с обстановкой предшествующей ДТП, способствовавших возникновению ДТП: неблагоустроенность дороги, неправильная разметка дороги, неверное расположение дорожных знаков, отсутствие необходимых дорожных знаков и другие негативные условия обстановки.

При назначении автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы специалисту необходимо предоставить материалы административного, уголовного, гражданского дела, которые относятся к дорожно-транспортному происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу необходимо знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо изучение комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.